Стажировки преподавателей в зарубежных вузах

Университет Гамбурга

http://www.uni-hamburg.de

Экономический факультет и в частности кафедра информационных систем в экономике проводит активную работу по налаживанию международных связей. И одним из шагов в данном направлении стала поездка Александра Александровича Бабаева в 2007 году в Гамбургский Университет, целью которой было знакомство со структурой экономического факультета Гамбургского университета, установление деловых контактов с профессорско-преподавательским составом, а также подготовка предложений по возможной схеме сотрудничества экономических факультетов СПбГУ и Гамбургского университета. Кроме того, Александру Александровичу предоставилась возможность изучить учебные программы и материалы дисциплин блока «Информационные системы в экономике», содержание действующих программ бакалавриата, а также проекты магистерских программ, которые имеются в Гамбургском университете, с точки зрения возможности осуществлять обмен магистрантами и бакалаврами, а также приступить к совместным магистерским программам с выдачей двух дипломов.

Как выяснил Александр Александрович, по специальности «Информационные системы в экономике» программы отличаются примерно на 50%. Конечно, это довольно много, но с учётом сроков обучения эта разница вполне объяснима: наши бакалавры учатся четыре года, в отличие от бакалавров немецких, изучающих дисциплины по данной программе всего лишь три года. В немецкой программе усилена прикладная направленность, в то время как в нашей программе обучения большое внимание уделяется теоретической подготовке бакалавров. Однако состыковка программ вполне возможна, на что и будут направлены усилия деканов факультетов в процессе сотрудничества.

Состоявшиеся обсуждения с немецкими коллегами подтверждают готовность экономического факультета Гамбургского Университета к заключению межфакультетского соглашения с экономическим факультетом СПбГУ. Одним словом, имеется взаимный интерес у преподавателей обоих вузов, что и позволяет надеяться на реализацию его в продуктивное сотрудничество.

Ниже представлен отчет  А.А. Бабаева о стажировке в Гамбургском Университете.

                                                   Фотографии:



Университет Стэнфорда

www.stanford.edu

Стэнфордский Университет, основанный в 1891 году, находится в самом сердце «Силиконовой долины" и учатся в нем порядка 7 000 студентов и 8 000 аспирантов. Научно-исследовательские площадки университета оснащены самым высокотехнологичным оборудованием. В научном центре на территории кампуса даже располагается одна из исследовательских лабораторий NASA.

По мнению экспертов, составляющих рейтинг университетов мира Academic Ranking of World Universities (http://www.shanghairanking.com), Стэнфорд ежегодно входит в тройку сильнейших университетов мира, занимая при этом первое место в области обучения компьютерным наукам и 4 место по обучению экономике и предпринимательству (2013г.).

Выпускники этого учебного заведения основали компании с такими мировыми именами как Hewlett-Packard, Electronic Arts, Nvidia, Yahoo! и Google.

В 2008 г. стажировку в этом университете в рамках Национального проекта «Образование» проходили преподаватели экономического факультета, в том числе представители кафедры информационных систем в экономике. Целью стажировки было изучение опыта Стэнфордского университета по созданию информационной системы.

По словам Татьяны Андреевны Лёзиной, которая была в составе данной делегации, преподаватели СПбГУ по несколько часов в день слушали лекции по опыту проектирования и создания информационной системы Стэнфорда. Татьяна Андреевна делится эмоциями:" Удивило более всего меня то, что на последнем приеме в честь нас, куда были приглашены русскоговорящие преподаватели Стэнфорда, один очень пожилой профессор, давно уехавший из СССР, поинтересовался, зачем мы приехали в таком количестве (нас было 60 человек). Мы честно ответили: «Изучать Вашу информационную систему!». В ответ он абсолютно растерянно стал озираться по сторонам и спрашивать: «А что, у нас есть информационная система?". Система у них, конечно же, есть и давно. Просто она такая дружелюбная и такая естественная в использовании, что ее не воспринимают как отдельный продукт".


Университет Турку

http://www.utu.fi/

Университет Турку - второй после Хельсинкского университет Финляндии. В 2012 году, по версии Times, университет входил в сотню лучших европейских университетов. В 2013 году в рейтинге авторитетной британской компании QS Quacquarelli Symonds университет занимал 205 место среди лучших университетов мира. Это учебное заведение является важным исследовательским центром. Профилирующими направлениями считаются гуманитарные дисциплины и естественные науки. В университете учатся порядка 1000 иностранных студентов, в основном, на англоязычных магистерских программах.

Партнерские отношения с Университетом Турку Санкт-Петербургский государственный университет имеет с 1966 года. Договор о сотрудничестве двух университетов в области научной и учебной работы был заключен в 1987 году. В рамках сотрудничества совершаются регулярные поездки преподавателей и студентов. В 2009 году состоялась встреча ректоров университетов СПбГУ и Турку, на которой были подтверждены намерения развивать партнерские отношения в различных областях.

В стажировке 2006 года участвовали Т.А. Лёзина и А.В. Юрков. А.В.Юрков подчеркивает компактность расположения корпусов университета – "на живописном холме в центре города на расстоянии нескольких минут пешком от гостевого дома", – а также очевидные результаты трепетного отношения финнов к окружающей природе – "по территории Университета спокойно разгуливали зайцы!"

Александр Васильевич рассказывает о высоком уровне автоматизации и оснащенности современной техникой корпусов Университета Турку: "В университете довольно высокий уровень информатизации учебной и научной работы, а также быта студентов и сотрудников университета - доступ в Интернет практически всюду на территории университета (и это почти 10 лет назад!). Также учебное заведение располагает шикарным компьютерным парком - современная однотипная техника всюду, кроме того имеется прекрасная компьютеризованная библиотека. Обслуживание информационной системы университета ведется на принципах аутсорсинга, причем в рамках кампуса, включающего и другие учебные исследовательские организации, никаких ИТ-шников в компьютерных классах и других помещениях университета - и все прекрасно работает! Что же касается научных разработок, они "приземлены", т.е. нацелены на решение практических задач и выполняются в рамках кооперации с исследовательскими организациями. Ну и, разумеется, поездка оставила теплые воспоминания о радушии и профессионализме сотрудников Университета Турку, знакомивших нас с жизнью и деятельностью своего университета".

Между Университетом Турку и Санкт-Петербургским университетом активно осуществляется программа студенческих обменов. Пример отчета о студенческой стажировке в Университете Турку можно найти на сайте СПбГУ в разделе Международная деятельность (http://ifea.spbu.ru/images/Exchange_Student_Report_Elena_Baranova.pdf)


Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе

http://www.ucla.edu

  Калифорнийский университет Лос-Анджелес (UCLA, США) является одним из ведущих университетов мира, который был образован в 1919 году как один из старейших из десяти кампусов Калифорнийского университета (второй, после кампуса в Беркли). В UCLA реализуется более 300 образовательных программ, на которых обучается в настоящее время около 40 тысяч студентов (из них 28 тысяч бакалавров и 12 тысяч магистрантов и аспирантов). UCLA является одним из самых популярных университетов в США, в структуру которого входит колледж (College of Letters and Science), семь профессиональных школ и пять медицинских научно-практических школ. Государственная финансовая поддержка университета осуществляется за счет бюджета штата Калифорния и государственных научных фондов. В настоящее время UCLA занимает 12 место в Шанхайском рейтинге лучших университетов мира (ARWU), 12 место в международном рейтинге университетов Times Higher Education World University Rankings (THE) и 40 место во всемирном рейтинге университетов World University Rankings (QS).

Научная командировка В.Г.Халина в UCLA проходила с 19 апреля по 6 мая 2013 г.

По словам Владимира Георгиевича, целью проведения научной стажировки являлось изучение системы высшего образования США в контексте формирования университетов мирового класса, американского опыта интернационализации образования, методов и механизмов управления исследовательскими университетами, а также проведение сравнительного анализа подготовки высококвалифицированных кадров в США и России в области бизнес-информатики, математики и экономики. Кроме того, одной из важных задач поездки являлось изучение возможности реализации совместных магистерских и аспирантских программ между СПбГУ и Калифорнийским университетом UCLA (США).

В.Г.Халин отмечает значительную разницу между российской и американской системами образования: "В настоящее время в ведущих американских и российских университетах (на примере UCLA и СПбГУ) наблюдаются существенные различия в подходах к организации учебного процесса и научной работы, а также к системе управления и финансирования университетами. В UCLA есть очень интересный опыт эффективной работы университета, который, как мне представляется, было бы полезно использовать в ведущих российских университетах для повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Более подробно об этом сказано в моей статье, которая вышла в Вестнике СПбГУ по результатам командировки:

Халин В.Г. Системы вознаграждения и академических контрактов профессоров Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Санкт-Петербургского государственного университета // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2013. Вып. 3. С. 95 - 109. "

Сотрудничество с UCLA планируется продолжить в рамках выполнения научного гранта СПбГУ № 13.39.329.2014 на тему «Разработка моделей и методов оценки конкурентоспособности ведущих университетов России», который предусматривает научную работу по продолжению заявленной тематики и научную командировку в UCLA осенью 2014 года.

Владимир Георгиевич рассказывает о своих впечатлениях: "В UCLA действует благоприятная система управления университетом, которая опирается на мнение профессионального сообщества и позволяет эффективно осуществлять поиск, привлечение и удержание в UCLA преподавателей и исследователей высокого класса, а также способствует созданию творческой атмосферы и эффективной профессиональной среды для научного роста и полного раскрытия таланта и человеческого потенциала не только преподавателей и исследователей, но и у обучающихся студентов, магистрантов и аспирантов".

Ниже представлены указанная выше статья В.Г.Халина в "Вестнике Санкт-Петербургского университета" и отчет о научной стажировке перед коллегами.

                                                           Фотографии:


Университет Уппсала

http://www.uu.se/en/

Университет Уппсала - один из важнейших и старейших университетов Европы, который в течение столетий был и остается одним из самых влиятельных образовательных учреждений. Многие аспекты и символы академической культуры происходят из Уппсалы, в частности, традиционная скандинавская студенческая кепка. На сегодняшний день университет является одним из главных центров высшего образования в Европе и принадлежит к европейской группе университетов.

В этом учебном заведении в течение 2000 – 2003гг. читала лекции Т.А. Лёзина, преподаватель кафедры информационных систем в экономике.

Целью стажировок было участие в реализации образовательных программ для студентов экономического факультета. Татьяна Андреевна в разное время читала курсы «Офисные приложения», «Анализ и моделирование бизнес-процессов», «Базы данных».

Преподаватель отмечает интересную, подмеченную ей особенность: "Студенты в Уппсальском университете по большей части взрослые: они 12 лет учатся в школе и выбирают вуз не всегда сразу после школы, потому и выбор делают более осознанно. Основные знания они получают самостоятельно из-за меньшего количества аудиторной нагрузки. В то же время абсолютно необычной была проектная форма, в рамках которой студенты сами ставили задачу проекта и искали данные".

Татьяна Андреевна делится, что её поразила организация работы преподавателей вуза: "Мне предоставили отдельный кабинет, в котором я занималась. Также удивила нагрузка шведских преподавателей – она во много раз меньше нашей: за месяц я выполняла семестровую нагрузку".

Материал по разделу подготовлен Челошкиной Ксенией.